В правовом государстве верховенство права может быть обеспечено судом, при условии, что правосудие становится самостоятельной властью, а не инструментом государственной политики.
Логично, что административные правонарушения, конфликты между гражданами и органами государственной власти должны рассматриваться административными судами. Законопроекты, затрагивающие данную сферу, несколько раз выносились на рассмотрение, но пока безрезультатно. Предложение о создании административных судов было внесено в Федеральную целевую программу, определяющую развитие российской судебной системы с 2013 по 2017 годы.
На сегодня жалобы граждан на неправомерные действия субъектом управления находятся на рассмотрении судов по правилам традиционного гражданского судопроизводства. Таким образом, можно констатировать существование гражданско-процессуального, а не административного порядка защиты прав и свобод, которые были нарушены действиями государственных органов или органов местного самоуправления.
Однако каких-либо сдвигов в сторону создания административной юстиции пока не наблюдается. Это создает благодатную почву для произвола должностных лиц.
В идеале административная юстиция является надежным инструментом самозащиты граждан от произвола чиновников, но, к сожалению, в современной России такой инструмент пока что создан не был.
Комментарии