В сборнике были описаны феодальные обычаи средневековой Германии. Состоял он из двух частей. В первой (земское право) содержались положения относительно государственного устройства, в частности, каким образом должны происходить выборы главы государства, на основе чего должно происходить разделение светской и государственной власти. Вторая часть «Саксонского зерцала» описывала особенности вассальных отношений между феодалами (ленное право).
Главную причину борьбы между феодалами автор сборника видел в том, что церковь постоянно притязает на светскую власть. По мнению юриста, необходимо было создать такие защитные нормы, которые бы способствовали ограждению главы государства (император или король) от посягательств со стороны церкви на его права.
В частности, данное положение истолковывала теория «двух мечей». В соответствие с ней, первый меч, духовный, был дан папе, а второй – императору. Оба меча должны были использоваться для одной и той же цели – защиты христианства. Поэтому власть императора и папы должны были двусторонне дополняться. Если кто-то не хотел подчиняться папе, то император имел полное право применить светскую власть, данную ему богом, для того, чтобы расправиться с неугодным. Таким же образом и церковь должна была поступить, помогая светской власти.

Практически до ХІХ века в Тюрингии применялось «Саксонское зерцало», которое было составлено германским судьей Эйке фон Репков еще в начале ХІІІ века. Данный сборник, соединивший в себе нормы средневекового германского права, в дальнейшем стал образцом, который использовали при составлении «Немецкого зерцала», «Швабского зерцала», «Магдебурского права», «Герлицкого судебника» и других не менее известных сборников правовых актов древности.











Комментарии