Истолковывая римское право и применяя его положения на практике, глоссаторы выступали на защиту светской власти, отказывая церкви в праве управлять народом. Они объясняли, что народ предоставил императору право сконцентрировать в своих руках власть наследственным порядком на неограниченный срок. По мнению глоссаторов, законы, которые были установлены императорами, короля, городами и служили основным источником права.
На смену глоссаторам пришли «бартолисты», которые стремились не только изучать опыт древности, но и пытались сопоставить его с современными реалиями. Задание это бартолистам удавалось выполнить не всегда, поскольку в их методах преобладали схоластические.
Католические священники вскоре запретили духовенству изучать римское право, а в двенадцатом столетии уже была создана противоположная легитимистам школа – канонистов. Для представителей этой школы главенствующими были божественные законы, источником которых служили священные книги. Канонисты были против того, чтобы рабы освобождались от своих пут, что с позиций современного законодательства является грубейшим нарушением прав человека.
В начале тринадцатого века был составлен первый сборник норм права и судебной практики на материале судебных дел северо-восточной части Германии – «Саксонское зерцало». Его автором стал Эйке фон Репков, отстаивающие идею общественного мира, прекращения феодальной вражды. Днями мира объявлялись все праздничные дни, а нарушители данной нормы должны были быть строго наказаны.

Благодаря тому, что в одиннадцатом веке были найдены рукописи Дигеста Юстиниана в высших учебных заведениях Северной Италии, а чуть позже и в других европейских странах, получило широкое распространение изучение римского права. Приблизительно тогда же в Болонье появилась школа глоссаторов-легистов (глоссами назывались комментарии и пояснения, которые можно встретить и в современных текстах). Глоссаторы внимательно изучали, а затем и преподавали римское право всем желающим.











Комментарии