Форму свидетельства устанавливали в Министерстве юстиции. Документ давал право заниматься профессиональной деятельностью в судебном месте, которое его выдало. Существовали исключения: например, если частный поверенный, который принял на себя исполнение по делу, по желанию клиента мог ходатайствовать и в кассационном департаменте Правительствующего сената.
Чтобы получить свидетельство, кандидат в частные поверенные должен был подать прошение, к которому прилагаются соответствующие документы для удостоверения личности. Кандидат должен был подтвердить, что он не имеет препятствий для занятий этой деятельностью. Препятствием может стать факт изъятия свидетельства в прошлом, или привлечение кандидата к уголовной ответственности. При отказе в выдаче свидетельства кандидат в поверенные мог обжаловать данное решение в высшей судебной инстанции. Лица, получившие свидетельство, попадали в список, который публиковался местными губернскими ведомостями.
Суды, выдавшие свидетельство, далее осуществляли дисциплинарный контроль над действиями частного поверенного. Если тот переходил границы дозволенного законом, суды подвергали его дисциплинарному взысканию, начиная предостережением и заканчивая исключением из рядов поверенных.
Позже данные положения были дополнены. Теперь ходатайствовать могли не только частные поверенные, но и те лица, которые не имели свидетельства. Более трех дел в течение года и в пределах одного мирового округа таким поверенным не доверяли. Проверка производилась просто: перед началом судебного разбирательства судья спрашивал, не ходатайствовал ли данный человек в этом году в границах данного мирового округа, а если ходатайствовал, то сколько раз. Лица, дающие ложные сведения, несли уголовную ответственность.
К сожалению, данная норма не позволила легализовать деятельность неофициальных адвокатов. Государству так и не удалось взять под свой контроль данный элемент судопроизводства.
Комментарии